Фондовый рынок стран СНГ и биржевая инфраструктура стали формироваться в начале 1990-х гг. практически одновременно. При наличии общих черт в процессе их формирования имелся и ряд факторов, существенно его модифицирующих, в частности, различие экономических потенциалов, законодательные нормы, политическое устройство и степень зрелости финансовой системы. В результате фондовый рынок стран СНГ, имея ряд общих черт, приобрел свои конкретные особенности и специфический ряд проблем. В настоящее время эти рынки находятся на разных ступенях развития.

Наиболее развитыми в настоящее время являются фондовые рынки России и Казахстана. Как известно, основным фактором возникновения фондовых рынков в 90-е гг. XX в. стала приватизация государственных долговых инструментов. Формирование рынков ценных бумаг в странах с переходной экономикой осуществлялось в основном тремя основными путями. Так, например, в Чехии, Словакии, Болгарии и Литве фондовые рынки формировались на основе торговли акциями компаний в ходе приватизации. В Венгрии, Хорватии, Польше и Эстонии возникновение фондовых рынков определялось классической схемой первичного публичного размещения ценных бумаг частных компаний (IPO). В постсоветских государствах, в отличие от стран Центральной Восточной Европы, формирование фондовых рынков не было связано с приватизацией предприятий, поскольку размещение акций на фондовых рынках не являлось обязательным. Состояние рынка ценных бумаг  в странах ЕАЭС напрямую зависит от ситуации на международных финансовых рынках и общемировой экономической конъюнктуры. Важной стороной рынка ценных бумаг является его подверженность не только экономическим, но и политическим факторам. Это заставляет его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капиталов. Перспективы фондового рынка  определяют также темпы роста национальной экономики.

Современные меры регулирования и надзора финансовых рынков в странах ЕАЭС носят комплексный характер. Они нацелены на  обеспечение прозрачности деятельности финансовых организаций, повышение степени их ответственности, защиту интересов потребителей финансовых услуг, внедрение современных технологий. В большинстве  государств действуют единые органы по регулированию финансового рынка – мегарегуляторы, которые объединяют функции надзора во всех сферах финансовой деятельности, включая рынок ценных бумаг. Однако уровень развития и интеграции фондовых рынков в странах ЕАЭС в настоящее время не соответствует их финансовому и  экономическому потенциалу.  В связи с этим особую актуальность приобретает задача оптимизации  условий размещения и обращения ценных бумаг в рамках ЕАЭС, совершенствованию национального законодательства в этой сфере. Рассмотрим развитие фондовых рынков в разрезе стран ЕАЭС. Краткая их характеристика видна из данных следующей таблицы:

Страна

Характеристика рынка

1

Республика Армения

В обороте рынка ценных бумаг Республики Армения основную часть составляют сделки с государственными облигациями, чей удельный вес в общем объеме сделок равен 50,2 %. Удельный вес сделок купли-продажи акций и корпоративных облигаций в общем объеме составляет 3,2 и 46,6 % соответственно.

Отношение объема торгов к ВВП составляет 0,13 %. Капитализация рынка акций – 154,11 млн долл. США. Отношение капитализации рынка акций к ВВП – 1,5 %.

2

Республика Беларусь

Всего за 2013 год зарегистрировано 372 выпуска облигаций 163 эмитентов на сумму эмиссии 2 809,9 млн долл.США.

Отношение объема торгов к ВВП – 1,9 %. Капитализация рынка акций составляет 438,78 млн долл.США, отношение капитализации рынка акций к ВВП составляет 0,7 %.

3

Республика Казахстан

Совокупный инвестиционный портфель профессиональных участников рынка ценных бумаг по состоянию на 1 января 2014 года составил 45,2 млрд. тенге (курс: 183.03 тенге/долл. США). В структуре портфеля наибольшую долю занимают негосударственные ценные бумаги эмитентов республики – 57,1%. Из них 37,54% – облигации, 19,60% – акции. Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов занимают 18,6% от всех финансовых инструментов. 8,33% – это вклады в банках второго уровня. Государственные ценные бумаги Республики Казахстан составили 6,5% и паи инвестиционных фондов – 2,65%.

Капитализация рынка акций составляет 35 580,835 млн долл.США. Отношение капитализации рынка акций к ВВП – 17,7 %.

4

Российская Федерация

Основной оборот ценных бумаг приходится на Московскую биржу, которая представлена несколькими торговыми площадками (рынками). Капитализация рынка акций в 2013 году составила 698 664,4 млн долларов США. Отношение капитализации рынка акций к ВВП – 36,1 %.

Таким образом, современное состояние рынка ценных бумаг в странах ЕАЭС определяется  уровнем их экономического развития и общей ситуацией на международных финансовых рынках. Сравнительно невысокое соотношение уровня капитализации и объема торгов по отношению к ВВП (этот показатель варьируется в интервале 0,06-36,1%) свидетельствует, что эмиссионная активность эмитентов негосударственных ценных бумаг невысока, а фондовый рынок большинства в странах ЕАЭС не перешел к стадии ак­тивного роста. В обороте рынка ценных бумаг государств (кроме Казахстана), значительную часть составляют сделки с государственными облигациями.

Так, в Армении доля вторичного рынка государственных ценных бумаг в общем объеме торгов ценных бумаг за последние 5 лет увеличилась до 76%. В Беларуси  доля объема биржевых сделок с государственными ценными бумагами в общем объеме зарегистрированных сделок с ценными бумагами снизилась до 63%. Доля вторичного рынка государственных ценных бумаг Казахстана в общем объеме торгов ценных бумаг за последние 5 лет существенно снизилась. В 2014 году в структуре совокупного инвестиционного портфеля казахстанских профессиональных участников рынка ценных бумаг наибольшую долю занимают негосударственные ценные бумаги эмитентов республики - 57,1%, государственные бумаги - 6,5%, на негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов приходится 18,6%.

Важным является и вопрос о законодательстве, регулирующем фондовые рынки в странах ЕАЭС. Основные данные о национальных законодательствах приведены в таблице:

Страны

Законодательная база

1

Республика Армения

Регулирование и надзор финансовых организаций осуществляет Центральный банк Республики Армения, деятельность которого охватывает банковский сектор (банки, кредитные организации), страховой сектор (страховые компании, страховые брокеры и страховые агенты), рынок ценных бумаг, платежно-расчетные организации,  ломбарды и обменные пункты валют.

Размещение и обращение ценных бумаг национальных эмитентов на территории других стран регулируется Законом “О рынке ценных бумаг”.

2

Республика Беларусь

Задачи по государственному регулированию рынка ценных бумаг, осуществлению контроля и

надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам возложены на Министерство финансов Республики Беларусь. Размещение и обращение ценных бумаг национальных эмитентов на территории других стран регулируется Законом от 23.02.1996 г. «О ценных бумагах и фондовом рынке» и Порядком предоставления разрешения на размещения и/или обращение ценных бумаг украинских эмитентов за пределами Украины утвержденным решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 20.06.2013 г. № 1105.

Порядок размещения и обращения ценных бумаг за рубежом законодательством не определен. Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» установлена обязанность представления в республиканский орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, копии проспекта эмиссии ценных бумаг либо документа, заменяющего его в соответствии с законодательством иностранных государств, в случае выпуска юридическими лицами Республики Беларусь облигаций, выпуск и размещение которых осуществляются за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранных государств.

3

Республика Казахстан

Государственное регулирование финансового рынка республики осуществляет Национальный банк, в структуре которого образован Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Комитет в пределах компетенции Национального банка выполняет основные функции по государственному контролю и надзору за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных и инвестиционных фондов, субъектов рынка ценных бумаг и кредитных бюро. Размещение и обращение ценных бумаг эмитентов-резидентов Республики Казахстан на территории других стран регулируется Законом "О рынке ценных бумаг" и постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 24.02.2012 г. № 70 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на выпуск и (или) размещение эмиссионных ценных бумаг организации-резидента Республики Казахстан на территории иностранного государства, представления уведомления о выпуске депозитарных расписок или иных ценных бумаг, базовым активом которых являются эмиссионные ценные бумаги организаций-резидентов Республики Казахстан, а также отчета об итогах их размещения».

4

Российская Федерация

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года полномочия по регулированию и надзору (контролю) на рынке ценных бумаг и рынке страхования переданы Банку России.

Правила размещения и обращения ценных бумаг национальных эмитентов на территории других стран определяют: Федеральный закон от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Приказ ФСФР России от 10.06.2009г. № 09-21/пз-н «Об утверждении Положения о порядке выдачи Федеральной службой по финансовым рынкам разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации»; Приказ ФСФР России от 14.08.2007 № 07-88/пз-н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по выдаче разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации».

Как видно из приведенных материалов, национальное законодательство в странах ЕАЭС не предусматривает существенных ограничений для инвесторов при приобретении государственных ценных бумаг.  Так, в Казахстане в торгах с государственными ценными бумагами при их первичном размещении участвуют члены фондовой биржи, соответствующей категории членства.

Во всех странах ЕАЭС приняты законодательные нормы, регулирующие размещение и обращение ценных бумаг эмитентов на территории других стран. Указанные операции могут осуществляться в основном при наличии разрешения и соответствующей регистрации  эмитента в уполномоченном государственном органе.  Такие условия действуют  Казахстане и  России.

Однако  Казахстаном и Россией  предусмотрены дополнительные условия для размещения и обращения ценных бумаг своих эмитентов на территории других стран. В Казахстане такие ценные бумаги должны быть включены в список фондовой биржи и не менее 20 % от общего количества данных акций должны быть предложены к приобретению на организованном рынке ценных бумаг республики. При размещении облигаций они также должны быть включены в категории списка фондовой биржи и одновременно с началом размещения облигаций, выпущенных организацией-резидентом Республики Казахстан, на территории иностранного государства, они должны быть предложены к приобретению на организованном рынке ценных бумаг республики на тех же условиях размещения данных облигаций, что и при их размещении на территории иностранного государства.

В России требуется включение ценных бумаг в котировальный лист фондовой биржи по различным категориям и по процентам, также необходимо предоставление возможности приобретения размещаемых акций на своей территории и допускается размещать за рубежом не более 50 процентов от общего количества. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости тщательной проработки вопросов формирования интегрированного торгового пространства на рынке ценных бумаг ЕАЭС.

Таким образом, фондовым рынкам стран ЕАЭС свойственна неразвитость инфраструктуры, ограниченная ликвидность значительной доли фондовых активов, а также отсутствие в большинстве случаев национального рынка производных финансовых инструментов.

Борисова Е.И., Доцент Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза (Республика Казахстан), кандидат экономических наук

 

Бессмертный полк - Труженики тыла 

  • Atanov
  • Eremina
  • Eremin
  • Galeev
  • Golubchikova
  • Golubchikov
  • Keller
  • Kemm
  • Kostysheva
  • MatskoM
  • MatskoP
  • Savochkin
  • SeleznevaL
  • SeleznevaM
  • VdovichevaAnna
  • VdovichevAlex
  • Vdovichev
Скачать бесплатно темы Joomla. Плагины Joomla на joomlaru.com _j18__