Недавно в Челябинске состоялось знаковое событие – открытие первого в регионе кабинета этномедиации. Инициатором проекта выступили Молодежная ассамблея народов Южного Урала и Лига медиаторов Южного Урала. Мы беседуем с куратором проекта, председателем Молодежной Ассамблеи народов Южного Урала Екатериной Тельцовой.

  • Добрый день, Екатерина! Начать хотелось бы с того, что такое этномедиация, поскольку есть ощущение, что это понятие непонятно и недостаточно развито у нас в стране.

Говоря о медиации в целом и этномедиации как одном из ее направлений, мы должны понимать, что с одной стороны это одна из древнейших практик урегулирования конфликтов, исторические проявления которых дошли до наших дней в традициях многих народов, в которых конфликты принято разрешать посредством вмешательства старейшин, выступающих посредниками в споре.

С другой стороны, этномедиация как научное и практическое направление – это одна из самых «молодых» сфер человеческой деятельности. Для понимания ее сущности важно определиться, что понимают под медиацией. Слово это имеет латинское происхождение и означает альтернативную процедуру урегулирования споров с участием независимого лица – медиатора. Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Однако, хочу акцентировать внимание, что разрешение спора, тем не менее, полностью зависит от воли самих спорящих.

Таким образом, этномедиацию, по моему убеждению, следует понимать как медиацию с учетом этнических особенностей, традиций и факторов, играющих значимую роль в протекании и разрешении конфликта.

  • Какова история возникновения медиации как инструмента социального урегулирования?

В современном понимании медиация начала развиваться во второй половине XX столетия в странах англосаксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего распространилась по всей Европе. Первые попытки применения медиации касались, как правило, разрешения семейных споров. Но вскоре она получила признание и при разрешении широкого спектра конфликтов, начиная от столкновения интересов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними спорами в коммерции и публичной сфере.

В нашей стране развитие этномедиации началось благодаря Ассамблее народов России, которая запустила соответствующий проект, а также провела в 2015 году серию обучающих семинаров. Сегодня практика этномедиации активно развивается, но было бы неправильно искать в ней панацею. Процедура медиации является лишь одним из множества методов разрешения конфликтов и не может быть универсальной. Пока нет статистических, социологических и иных данных об успешном применения медиации в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений как в России, так и в мире. Это пока экспериментальный, но, в то же время, очень перспективный проект, опыт в котором только нарабатывается.

  • Процедура медиации закреплена законодательно или это инициативный общественный процесс?

Закреплена. Есть четкие правовые основы деятельности медиаторов. Законодательной основной медиации является  Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". В нем содержатся указание на виды отношений, в которых может быть применима медиация. Законом регулируются отношения, связанные с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.

Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаю особое внимание, что ФЗ №193 ограничивает применение медиации спорами, возникающими из гражданских правоотношений, а также спорами, возникающими из трудовых и семейных правоотношений. Закон не распространяется на межнациональные и межконфессиональные отношения. Это означает, что медиация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране пока не охвачена законодательным и правовым регулированием. Я считаю, что это серьезное упущение.

  • Как проходит медиация? Имеется четко описанная процедура или это интуитивный процесс?

Подробное описание процедуры медиации заняло бы не один час – не случайно медиатором может называться только тот, кто прошел соответствующее обучение и получил сертификат.

Если говорить кратко, то роль медиатора сводится к следующим принципиальным позициям. Это ориентация на достижение четких соглашений между спорящими о том, как будет решен конкретный вопрос. Это фокус внимания на том, как люди хотят видеть будущее, а не на анализе прошлого. Это полный контроль над процессом урегулирования, но нейтральность по отношению к достигнутому результату. Это создание условий для готовности всех сторон к переговорам, организация переговорного процесса «лицом к лицу» и личное присутствие при нем. Это структурированность урегулирование конфликта, ограниченное несколькими сессиями.

Кроме того есть несколько общепринятых принципов медиации: добровольность, конфиденциальность, взаимоуважение, равноправие сторон, нейтральность и беспристрастность медиатора, прозрачность процедуры. И это только краткие правила, которые наизусть знает каждый медиатор. Как вы видите, тонкостей у процесса достаточно много.

  • Как возникла идея открыть кабинет этномедиации? Зачем он нужен в нашем регионе?

Идея открытия кабинета пришла в ходе участия в работе Ассамблеи народов России – там развитие этномедиации было заявлено как один из ключевых проектов. Мы решили, что должны подхватить эту тему, тем более, что я тогда была уже близка к получению сертификата медиатора. Приятно, что мы сразу нашли понимание в профессиональной среде – нас поддержало руководство Лиги медиаторов Южного Урала.

Главная цель кабинета – отработка механизмов этномедиации, получение и анализ опыта. Локального опыта, потому что мы понимаем, что не можем разрешить своими силами крупные застарелые этноконфликты. В то же время, мы осознаем, что любой конфликт на национальной почве зарождается не между народами, а между конкретными людьми. А разрешать споры и конфликты людей – это как раз задача медиации.

  • Есть ли подобные проекты в других регионах?

Насколько мне известно, мы во многом «впереди планеты всей».  Поэтому нашим опытом уже интересуются коллеги из Москвы. Об интересе к теме этномедиации свидетельствует тот факт, что одним из спикеров на гражданском форуме «Челябинск многонациональный» в этом году стал Николай Гордийчук – руководитель АНО "Центр Этномедиации" (партнер Ассамблеи народов России). Он не только выступил на пленарном заседании и провел трехчасовой семинар, но и активно делился с нами практическим опытом, изучал идеи и механизмы, предложенные нами.

Любопытно, что у наших соседей в Казахстане этномедиация активно развивается уже несколько лет. Мы, к примеру, изучаем опыт кабинета этномедиации при кафедре Ассамблеи народов Казахстана Кустанайского педагогического университета. В ближайшее время планируем проведение совместной онлайн-конференции для обмена опытом.

  • Каким Вы видите развитие этномедиации?

Для меня медиация – это не только направление профессиональной деятельности, но и интересный исследовательский проект. Сегодня на Южном Урале нет серьезных межнациональных конфликтов, но такое благоприятное развитие событий не складывается стихийно. Оно является результатом слаженной работы органов власти и институтов гражданского общества. Кроме того, отсутствие конфликтов, имеющих внутренние причины не означает, что наш регион стоит в стороне от острых напряженных событий, которые сотрясают мир. Нет, они оказывают влияние и на нас, поэтому гражданское общество региона должно уметь давать им достойный отпор.

Наконец, многовековой пример дружбы народов, проживающих на Южном Урале, даёт возможность изучить и распространять прекрасный опыт этнического и конфессионального согласия. Это действительно актуальная задача.

  • Что ж, нельзя не согласиться, что это звучит актуально. Желаем Вам удачи и надеемся еще не раз услышать об успехе этого проекта!
 

Бессмертный полк - Труженики тыла 

  • Atanov
  • Eremina
  • Eremin
  • Galeev
  • Golubchikova
  • Golubchikov
  • Keller
  • Kemm
  • Kostysheva
  • MatskoM
  • MatskoP
  • Savochkin
  • SeleznevaL
  • SeleznevaM
  • VdovichevaAnna
  • VdovichevAlex
  • Vdovichev
Скачать бесплатно темы Joomla. Плагины Joomla на joomlaru.com _j18__